Поговорим о творчестве.
Н. Роджерс: «Творчество есть способность обнаруживать новое решение проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида». Словарь Ожегова С. И.: «Творчество это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей».
Зачем людям заниматься творчеством. Окружающий нас мир выдвигает иные требования к современному человеку, чем это было буквально несколько десятилетий назад. Сейчас более успешен тот, кто помимо развитого интеллекта, умет себя выгодно подать, умеет ориентироваться в обстановке, обладает гибким и творческим умом. Какие они – творчески одаренные люди? Это, как правило, люди с тонким чувством юмора, имеющие разносторонние интересы, глубоко понимающие себя и других, с развитым эмоциональным интеллектом, хорошо переносящие состояние неопределенности, игривы, по-хорошему авантюрны, имеющие свое мнение, открытые для общения. Творческий человек способен из конфликтной ситуации выйти с наименьшими потерями. Творчество служит человеку для его саморазвития, самовоспитания и самообучения. Творчество это созидательная энергия, которая направлена на его личностный рост, соприкосновение с душевной гармонией своей и других людей, реализацию собственной индивидуальности. Согласно гуманистическому подходу в психологии реализация себя через творчество в науке и искусстве для человека также выступает как способ компенсации своих недостатков. Занятие творчеством помогает людям переместиться в мир, где нет рамок и ограничений, дает возможность самогармонизироваться через выражение своих переживаний и состояний, как положительных, так и отрицательных. В обычной повседневной жизни творчество проявляется, как смекалка - человек выходит из многозначной или затруднительной ситуации, используя обычные предметы и другие ресурсы необычным нестандартным способом. Творческие люди умеют импровизировать, иногда, что называется, по ситуации. Творчество не может существовать само по себе, оно должно реализовываться через разные виды деятельности. – игровую, трудовую, учебную, спортивную, литературную, художественную, научную и др. Творческие люди являются новаторами. Творчество первого уровня подразумевает расширение знаний в уже какой то известной области. Наивысшим проявлением творчества является создание абсолютно нового, такого, как теория относительности Энштейна А., таблица химических элементов Менделеева Д. Творчество может быть индивидуальным или коллективным. Экстраверты больше предпочитают работать в команде, интраверты больше склонны к индивидуальной работе. Есть дети, у которых способности проявляются уже в школе. Такие дети нередко предпочитают некоторые предметы или области науки другим. Есть дети, которые проявляют свои способности вне школы, оставаясь посредственными учениками. Талантливые творческие люди, как правило, имеют много различных интересов и в других сферах жизни. Леонардо да Винчи был художником, фехтовальщиком, танцором певцом, математиком, механиком, анатомом, физиологом, военным инженером и др. Иоганн Гете – увлекался живописью, скульптурой, прозой критикой, был актером, режиссером, переплетчиком книг, цветоводом, астрономом, юристом, историком и т. д.
Факторы, влияющие на раскрытие творческого потенциала. Для того, чтобы пробудить творческий потенциал ребенка, очень важную роль играет среда, которая его окружает. Игра – первая ступенька в развитии творческих способностей. Игра – это своеобразная лаборатория для тренировки того, что потом будет реализовано в жизни. Игра сопровождается эмоциональным подъемом, включением воображения, фантазированием, удовольствием.
Образование. Современное школьное образование больше ориентировано на обучение по принципу работы памяти, а не мышления. Ребенку необходимо больше заучивать уроки, а не вникать в суть. Школьные оценки с одной стороны мотивируют ребенка на старание и ориентируют их в том, правильно ли они усваивают знания, с другой стороны внушают им страх ошибок. В результате ребенок ограничивает свою познавательную активность, боясь неудовлетворительной оценки со стороны других. В школе страдает и практическая часть усвоения знаний. Дети, сидящие за партами, менее эмоционально включены, современные дети все чаще жалуются на сложность усвоения предметов и на то, что учиться им неинтересно. Здоровое детское экспериментирование, как необходимый элемент вытесняется прилежностью и не желание выделяться. Вот поэтому творческие одаренные дети могут страдать от некоторой шаблонности в системе школьного образования; не получать должного понимания и поддержки со стороны учителей и сверстников в ответ на свои смелые нестандартные взгляды, поступки, что при большом количестве детей в классах практически невозможно. Тем не менее сейчас в школьном образовании идет тенденция к переходу к так называемому проблемному обучению – где дети учатся рассуждать, коллективно приходить к правильному ответу через собственный опыт. Немаловажную роль в развитии творческих задатков ребенка играют всевозможные кружки, секции, художественные и музыкальные школы и другие учреждения дополнительного образования. Ограничивают развитие творческого мышления обеднение окружающей среды. Особенно это касается современных городских детей из крупных городов. Большие города ограничивают свободу ребенка, уже задавая пространство строго подчиняющееся правилам: перемещение только по установленным местам-тротуарам, переход автомобильной дороги в строго установленном месте, гулять можно только с родителями и другими взрослыми и только на площадке и др. в результате дворовая детская субкультура, как мощный источник для развития общения, самостоятельности, здоровой конкуренции, практически растворилась в недрах мегаполисов.
Семья. Интересно, что большинство лауреатов Нобелевской премии происходили из семей интеллектуалов и бизнесменов. Их родители занимались наукой или работали в области образования, их детство в основном было счастливым, родители поощряли детское любопытство. Демократические отношения со сбалансированным соотношением между требованиями к ребенку и предоставления ему свободы дает ему уверенность в своих силах, поддержку со стороны семьи, формирует эмоциональную открытость и свободу самовыражения. Родители должны больше доверять своему ребенку, его особенностям личности. Раннее приобщение ребенка к самостоятельному труду, поощрение получения собственного опыта, широкий круг общения также способствуют творческому развитию ребенка. Препятствием для раскрытия творческого потенциала являются: отсутствие таланта, знаний, компетентность, низкий уровень образования, интеллекта, лень, непонимание, отсутствие терпения, усидчивости, поддержки со стороны взрослых и сверстников, проблемы со здоровьем, одиночество. Но самый пожалуй важный это – боязнь неудачи, боязнь совершения ошибок.
Как развить творческий потенциал.
Рекомендации . Если ваш ребенок имеет низкую самооценку, застенчив, нерешителен, у него нет друзей, это является поводом для обращения к семейному или детскому психологу. Так как такие выраженные качества служат препятствием для его общего развития.
Практические советы. Ниже Вам будут предложены варианты развития креативности, которые вы можете легко использовать сами, находясь дома или в гостях, машине или на прогулке пешком. Всем известные интеллектуальные игры – кроссворды, цепочки слов, когда каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Завести будильник, на каждые полминуты. Слова произносятся по кругу. На ком прозвенит звонок – придумывает свои правила – например – нужно произносить только слова со слогом «ту», слова без буквы «с», слова только женского рода и т.д. Игры на воображение – предлагается рассматривать облака и рассказывать друг другу, на что они похожи. Переделывание уже известных сказок с неожиданным концом. Особенно интересно переделывать сказки, которые дети знают уже наизусть. Придумывание историй совместно, каждый произносит по одному предложению. И так несколько раз по кругу. Традиционный игры «съедобное – несъедобное» с вариантами «Летит - не летит», «Живое – неживое». Из двух слов , не связанных друг с другом - составить предложение. Например, со словами –«нос» , «шуба» можно составить предложение «Когда на улице холодно, нос можно спрятать в воротник шубы». Нарисовать человека из цифр, геометрических фигур. В фантазийных узорах постараться увидеть какие-то фигуры. Придумать необычное использование обычных предметов. Примеры – кирпич, ручка, мяч и т.д.
Возможно Ваш ребенок не станет гениальным ученым, композитором, спортсменом или художником, тем не менее ведь жизнь и есть наше главное творчество. Творить свою жизнь так , чтобы она была напитана оптимизмом, интересными событиями, путешествиями, интересной работой, увлечениями, любовью - может это главное в жизни каждого? |
31.05.2016